среда, 2 октября 2013 г.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время







Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

Средневековье имело своих титанов мысли. К их числу следует отнести в первую очередь Августина (354—430 гг.), создавшего учение о «Божьем Граде и Граде Земном»: в земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, церковь как организация необходима для спасения души. Своего рода синтез учения Аристотеля и христианства предложил другой выдающийся мыслитель той эпохи Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.). Благодаря разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах. Универсум создан Богом, следовательно, разум и вера (откровение) существуют в неразрывной гармонии.
  Первые удары по Средневековому образу мышления нанесли Р.Бэкон и У. Оккам. Бэкон пришел к мысли о необходимости более точного разграничения ума и веры . Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами.
     Эпоха Возрождения принесла с собой интерес к античной греческой философии, к человеку. Одним из влиятельных направлений в духовной культуре стал гуманизм. Все большее внимание стало уделяться опыту реальной жизни, его осмыслению и преобразованию. Развитие эмпирических исследований привело вскоре к исключительным успехам в области науки. Н. Коперник предложил новую астрономическую модель с Солнцем в центре планетной системы. Огромный вклад в развитие математики и естествознания внесли Г. Галилей и И. Ньютон. Наука, а не теология становится верховным авторитетом в вопросах истины.

Политика и государство: новый взгляд.

В XVI — XVII вв. появились новые варианты теории «естественного права», в частности в трудах английских философов.

Гоббс - английский философ, рассматривавший государство как договор между людьми. Повинуясь «естественному закону» — стремлению к самосохранению и удовлетворению потребностей, люди добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение общего мира и безопасности.
Томас Гоббс
Локк - Английский философ и политический мыслитель, разработавший теорию конституционной парламентской монархии, основанной на общественном договоре. В отличие от Гоббса, Локк считал, что правительству передается только некоторая часть естественных прав (отправление правосудия, внешних сношений и т.п.), народ же остается безусловным сувереном (носителем верховной власти) и имеет право на восстание.
Джон Локк
Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей.

Вольтер - французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Признавал равенство, свободу, собственность
Руссо - французский философ-просветитель, писатель, публицист; подвергал критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставлял ей «естественное состояние», где люди были равны и свободны, не зная власти и принуждения общества. Руссо считал, что основанием неравенства явилась частная собственность, причем имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства.
 Монтескье - автор теории о разделении власти

Марксистское учение об обществе.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс
   Из курса истории вы знаете, какие значительные изменения во всех сферах жизни произошли в государствах, вступивших в индустриальную (капиталистическую) стадию развития. Свое теоретическое объяснение этим трансформациям, свой прогноз относительно тенденций дальнейшего общественного развития дали К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.).  Прежде всего они отказались от господствовавшего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Признавая ее существенную роль, основоположники марксизма считали первоосновой общественной жизни и развития трудовую, производственную деятельность, направленную на удовлетворение материальных потребностей. 
Главной производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками. Важную роль играют и созданные обществом средства производства (предметы и орудия труда). Система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства. Производительные силы и производственные отношения образуют в совокупности способ производства, который служит основой общественно-экономической формации.  Производственные отношения  — это базис общества, определяющий его надстройку:  государственный строй, правовые формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения .  При этом элементы надстройки обладают относительной самостоятельностью в развитии. Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ.  Маркс и Энгельс, а затем и В. И. Ленин (1870—1924 гг.), в отличие от социалистов-утопистов, считали, что только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю. При этом насилие, по их мнению, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.



Презентация

Комментариев нет:

Отправить комментарий