Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Средневековье
имело своих титанов мысли. К их числу следует отнести в первую очередь
Августина (354—430 гг.), создавшего учение о «Божьем Граде и Граде
Земном»: в земном государстве правители назначены Богом для поддержания
порядка, церковь как организация необходима для спасения души. Своего
рода синтез учения Аристотеля и христианства предложил другой выдающийся
мыслитель той эпохи Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.). Благодаря
разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах.
Универсум создан Богом, следовательно, разум и вера (откровение)
существуют в неразрывной гармонии.
Первые
удары по Средневековому образу мышления нанесли Р.Бэкон и У. Оккам.
Бэкон пришел к мысли о необходимости более точного разграничения ума и
веры . Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить
логическими средствами.
Эпоха Возрождения принесла с собой интерес к античной греческой
философии, к человеку. Одним из влиятельных направлений в духовной
культуре стал гуманизм. Все большее внимание стало уделяться опыту
реальной жизни, его осмыслению и преобразованию. Развитие эмпирических
исследований привело вскоре к исключительным успехам в области науки. Н.
Коперник предложил новую астрономическую модель с Солнцем в центре
планетной системы. Огромный вклад в развитие математики и естествознания
внесли Г. Галилей и И. Ньютон. Наука, а не теология становится
верховным авторитетом в вопросах истины.
Политика и государство: новый взгляд.
В XVI — XVII вв. появились новые варианты теории «естественного права», в частности в трудах английских философов.
Гоббс
- английский философ, рассматривавший государство как договор между
людьми. Повинуясь «естественному закону» — стремлению к самосохранению и
удовлетворению потребностей, люди добровольно ограничили свои права и
свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение общего мира и
безопасности.
Томас Гоббс |
Локк
- Английский философ и политический мыслитель, разработавший теорию
конституционной парламентской монархии, основанной на общественном
договоре. В отличие от Гоббса, Локк считал, что правительству передается
только некоторая часть естественных прав (отправление правосудия,
внешних сношений и т.п.), народ же остается безусловным сувереном
(носителем верховной власти) и имеет право на восстание.
Джон Локк |
Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей.
Вольтер
- французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи
Просвещения, один из величайших французских писателей. Признавал
равенство, свободу, собственность
Руссо
- французский философ-просветитель, писатель, публицист; подвергал
критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой
эксплуатации народа, и противопоставлял ей «естественное состояние», где
люди были равны и свободны, не зная власти и принуждения общества.
Руссо считал, что основанием неравенства явилась частная собственность,
причем имущественное неравенство породило политическое, закрепленное
образованием государства.
Монтескье - автор теории о разделении власти
Марксистское учение об обществе.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс |
Из курса истории вы знаете, какие значительные изменения во всех
сферах жизни произошли в государствах, вступивших в индустриальную
(капиталистическую) стадию развития. Свое теоретическое объяснение этим
трансформациям, свой прогноз относительно тенденций дальнейшего
общественного развития дали К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс
(1820—1895 гг.). Прежде всего они отказались от господствовавшего в
науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии
принадлежит духовной деятельности людей. Признавая ее существенную роль,
основоположники марксизма считали первоосновой общественной жизни и
развития трудовую, производственную деятельность, направленную на
удовлетворение материальных потребностей.
Главной
производительной силой любого общества являются люди, обладающие
знаниями и трудовыми навыками. Важную роль играют и созданные обществом
средства производства (предметы и орудия труда). Система общественных
отношений определяется отношениями собственности на средства
производства. Производительные силы и производственные отношения
образуют в совокупности способ производства, который служит основой
общественно-экономической формации. Производственные отношения — это
базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй,
правовые формы, политические, философские теории, нравственные
установки, религиозные воззрения . При этом элементы надстройки
обладают относительной самостоятельностью в развитии. Классики марксизма
полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация —
коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно
справедливом распределении материальных благ. Маркс и Энгельс, а затем и
В. И. Ленин (1870—1924 гг.), в отличие от социалистов-утопистов,
считали, что только острое классовое противоборство, социальная
революция могут открыть дорогу к новому строю. При этом насилие, по их
мнению, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому
что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое,
вековое насилие господствующих классов над трудящимися.
Презентация
Комментариев нет:
Отправить комментарий